udav02 (udav02) wrote,
udav02
udav02

Познавательно: Аналог закона кармы в православии

К сожалению, очень часто я сталкиваюсь с ситуацией, когда русские люди лучше знают греческие мифы и римских богов, чем православие. Это было понятно, когда у власти была атеистическая власть, но что сейчас то мешает русскому человеку исследовать и понять православную веру - веру русского народа, за тысячилетие впитавшуюся в русский менталитет и культуру.

Мне кажется, что каждому образованному русскому человеку надо знать, а во что же верили его предки на протяжении 1000 лет.

Ведь подчас проженный атеист, воспитанный в русской культуре, опирается в своих рассуждениях на понятия и суждения, принятые в православии, и ощущает это он только при столкновении с людьми других культур и религий.

В одной из прошлых статей цикла я достаточно подробно коснулся учения православия о страстях:

И только православное учение о страстях дает ответ: человек всегда поступает, или по страстям, или по любви. То есть источником любого поступка является, либо его страсть, либо любовь.

Страсти, в той или иной степени, присутствуют в душе каждого человека, и очень часто сам человек их не видит, не замечает. Жадный, то есть пораженный страстью жадности, человек не замечает, чем мотивированы его поступки, меж тем как окружающим прекрасно видно, что данный человек несвободен - он является рабом страсти.

Поэтому психоанализ Фрейда стал открытием для западной публики, ведь фактически психоанализ заключается в "выведении на белый свет сознания, спрятанных и невидимых для человека страстей", и когда психоаналитик вытаскивает из подсознания клубок гадюк-страстей человека, человек в ужасе "прозревает" - вот оказывается что двигало мной!

Но кроме знания о том, что такое страсти и как они управляют человеком, православие дает методику, "путь", с помощью которой человек избавится от страстей, которые мучают душу.

Также там я дал понимание смысла жизни в православии:

То есть, православие призывает человека укротить свои страсти и заменить их действием по любви, а так как любовь - это Бог в православии, то получается, что человек поступающий по любви, поступает по божьему. Даже скажу следующее: православие считает, что смысл жизни человека - в замещении страстей, выкорчевывании их из души, и взращивании на их месте в душе - любви, как говорят православные, духа святого, то есть смысл жизни - в обоживании человека (то есть душа в большей степени заполняется любовью).

Сегодня я расскажу о карме и есть ли в православном учении какой-нибудь аналог.

Понятие кармы широко используется в индуизме и буддизме и в общем смысле означает закон об универсальном принципе причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Причем в этих учениях закон кармы распространяется на прошлую, настоящую и будущие жизни человека, а также носит, я бы сказал "бухгалтерский" и арифметический характер, а именно в нем присутствуют элементы накопления и уменьшения накопления: сделал добро - тебе в "копилку" плюсик, сделал зло - тебе в "копилку" минус.

Православное христианство категорически отвергает, как учение о перевоплощении душ, так и закон кармы в таком арифметическом виде. Про позицию православия о "переселении" душ я расскажу как-нибудь в другой раз, а сегодня посмотрим, есть ли элементы закона кармы в православии, и некоторые примеры из Евангелия.

Ну прежде всего православие не отвергает причинно-следственных законов в материальном и духовном мире. Например, человек, зараженный страстями, скорее всего будет принимать решения и действовать в соответствии с этими самыми страстями. И наоборот, борьба человека со своими страстями приводит к тому, что источником поступков становятся не страсти, а любовь.

Вообще в православии есть универсальный духовный закон, позволяющий давать оценку людям, действиям людей, каким-либо общественным явлениям - "по плодам их, узнаете их".

Например, данный закон легко разрешает исход диспута о деятельности какой-либо личности в истории или дает оценку каким-либо партиям, законам и т.д. Кстати, интересный момент работы этого духовного закона - здесь судьей выступает не Бог (который еще раз напомню, не судья, а любовь), а "его величество Время", именно время показывает истинное лицо явлений, проясняет результаты деятельности, показывает к чему ведет та или иная деятельность.

Очень часто человека можно оценить по его детям. Дети вообще как правило берут от родителей, как самое лучшее, так и самое плохое. Поверьте, как правило не может быть ситуации: родители "лапочки", добропорядочные граждане с исключительно положительной характеристикой, а их ребенок - хулиган, плохой человек или бандит. Значит родители лицемеры - на людях улыбаются, делают добрые дела, стараются быть с людьми вежливыми и обходительными, а душа при этом может быть наполнена страстями, злобой, обидой или материальными помыслами и т.д., и дети "считывают" эти душевные состояния родителей и впитывают их как губка.

Накопительная карма как принцип не соответствует православию. Хотя в католичестве есть нечто подобное: чем больше ты сделаешь добрых дел, тем лучше, в православии человек спасается не делами, а состоянием души. То есть действия (хорошие поступки) должны быть результатом и подтверждением чистоты души, а не просто суммироваться к предыдущим добрым делам. И в православии, сделай хоть тысячу добрых дел, но если душонка твоя "гнилая", пропитана страстями и грязью, то толку от твоих добрых дел - ноль.

В Евангелии описывается ситуация, когда Иисус исцеляет 10 прокаженных. Но через некоторое время из десяти исцеленных только один пришел обратно и поблагодарил за исцеление. Как видите этой ситуацией, показано, что действие закона кармы как "копилки" не работает - десять хороших дел не привели к возвратному десятикратному "возврату добра". Иисус же делал добрые дела не ради накопления "доброй кармы", а просто в силу наличия свойств души - если душа чиста и светла, человек будет делать хорошие дела - не поднимется рука на дурное и плохое.

То есть, людям показывается, что в духовном мире не работает принцип взаимной выгоды материального мира "ты мне - я тебе". И делая хорошее дело, человек, не должен делать в надежде "мне же вернется добро" или "на том свете мне зачтется", вся эта "бухгалтерия" внесена в христианство западным христианством - католичеством и протестантизмом, в православии человек делая добро, прежде всего должен подумать, а не вызван ли его "как он думает добрый поступок" его страстью - желанием покрасоваться, показать другим "какой я хороший и праведный", что "я не такой как другие", или в надежде, что люди увидят, что я делаю добро и тоже будут делать мне добро и т.д., то есть опять же увидеть закон причинно-следственной связи: чем вызвано мое "хорошее дело" - состоянием моей души - страстью или любовью.

Часто у людей бывают ситуации, когда в их жизни прослеживается некое воздаяние на их поступки - эти ситуации я разберу в другой раз.

Надеюсь, эта небольшая информация о православии была вам интересна.

ИСТОЧНИК

Tags: православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments